Клинико-функциональные показатели глаз у детей с артифакией и их матерей
- Авторы: Хамраева Л.С.1, Круглова Т.Б.2, Нарзуллаева Д.У.1
-
Учреждения:
- Ташкентский педиатрический медицинский институт
- НМИЦ глазных болезней им. Гельмгольца
- Выпуск: Том 17, № 2 (2022)
- Страницы: 13-19
- Раздел: Оригинальные исследования
- Статья опубликована: 04.08.2022
- URL: https://ruspoj.com/1993-1859/article/view/100768
- DOI: https://doi.org/10.17816/rpoj100768
- ID: 100768
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель. Анализ клинико-функциональных и эхобиометрических показателей глаз у детей с артифакией в группе с достигнутой возрастной целевой рефракцией, с миопией и их матерей.
Материал и методы. В глазном отделении клиники Ташкентского педиатрического медицинского института проведён корреляционный анализ оптико-эхобиометрических показателей у 30 детей (30 глаз) с артифакией и их матерей (60 глаз). Дизайн исследования включал визиометрию, кераторефрактометрию, УЗИ обследование (А/В сканирование глазного яблока). Обследование детей проводили через 12–14 месяцев после экстракции врождённой катарактры (ВК) с имплантацией интраокулярной линзы (ИОЛ).
Результаты. Определена сильная прямая корреляция между оптической силой ИОЛ детей и теоретически планируемых к имплантации интраокулярной линзы матерей в группе с достигнутой целевой рефракцией. Этот факт может указывать на возможность формирования у ребёнка во взрослом состоянии такой же оптической силы ИОЛ, как у матери.
Выявлено отсутствие корреляции между оптической силой ИОЛ на глазах детей с псевдофакической миопией и теоретически планируемых к имплантации материнских искусственных хрусталиков.
Заключение. Выявленны прямые сильные корреляционные связи между оптической силой ИОЛ детей и теоретически планируемых к имплантации интраокулярных линз их матерей в группе с достигнутой к данному возрасту целевой рефракцией. Этот факт позволяет использовать показатели материнских глаз в качестве ориентира при подсчёте силы ИОЛ, имплантируемой детям, для достижения целевой рефракции. Отсутствие корреляции между силами преломления ИОЛ на детских глазах с псевдофакической миопией и ИОЛ их матерей может указывать на неадаптированность формулы SRK II с возрастной гипокоррекцией для подсчёта силы ИОЛ детям в группе риска чрезмерного усиления рефракции после операции.
Полный текст
ВВЕДЕНИЕ
Во всём мире одной из основных причин инвалидности по зрению остаётся врождённая катаракта (ВК). Заболевание характеризуется распространённостью от 0,32 до 22,9 на 10 000 детей и приводит к экономическим и социальным потерям [1, 2]. Вопросы, касающиеся лечения детей с ВК, являются наиболее актуальными в детской офтальмологии.
Прогресс в технологии лечения ВК привёл к возникновению новых вопросов, касающихся рефрактогенеза у детей при артифакии [3–6]. Наиболее значимыми вопросами являются состояние и динамика преломляющей силы оптических систем, расчёт целевой рефракции при продолжающемся росте глаз в период формирования зрительного анализатора [7]. Выявлены взаимосвязи кривизны роговицы, осевой длины глазного яблока и наследственности [8]. Имеются данные о генетической взаимосвязи, определяющей рост глазного яблока, при этом диапазон связи эхо-биометрических параметров глаза детей и их родителей варьирует в зависимости от расовой принадлежности населения [9]. Ряд авторов также отмечают незначительную взаимосвязь длины ПЗО глаза и факторов окружающей среды [10, 11].
Исследования многих авторов и собственные результаты свидетельствуют о превалировании сильной рефракции при артифакии у детей, т.е. о миопизации [12]. Возможно, в развитии рефракционной аномалии после экстракции ВК и имплантации интраокулярной линзы (ИОЛ) играет важную роль и возросший за последние десятилетия рост частоты близорукости у детей [13, 14]. Увеличение частоты миопического сдвига рефракции в псевдофакичных глазах по сравнению с факичными глазами могут быть показанием для тщательного обследования детей по поводу замены искусственного хрусталика [15]. Ряд авторов предполагает, что у детей с длинными глазками основным фактором, влияющим на рефракционную ошибку после экстракции ВК и имплантации ИОЛ, являются показатели передне-задней оси (ПЗО) глазного яблока и преломляющей силы роговицы [16, 17]. Рефракционные изменения могут быть проявлением неадекватно подобранной ИОЛ. Ошибки могут быть связаны с расчётом оптической силы линзы по единой формуле всем детям без учёта риска аномального рефрактогенеза. При этом высокая частота незапланированной рефракции, возможно, связана как с предрасположенностью к аномальному рефрактогенезу, так и с наличием обскурационной или рефракционной амблиопии [8]. На сегодняшний день все ещё сложным остаётся выбор силы имплантируемых линз для быстро растущих детских глаз. Учитывая вышесказанное, мы решили изучить клинико-функциональные показатели глаз у детей с искусственным хрусталиком и их матерей для возможной коррекции подсчёта силы ИОЛ, имплантируемым маленьким пациентам.
Цель. Анализ клинико-функциональных и эхобиомет-рических показателей глаз у детей с артифакией в группе с достигнутой возрастной целевой рефракцией, с миопией и их матерей.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
В глазном отделении клиники Ташкентского педиатрического медицинского института проведён корреляционный анализ клинико-функциональных, эхобиометрических показателей глаз, силы ИОЛ у детей с артифакией. Обследовано 30 детей (30 глаз) в возрасте от 2 до 6 лет и их матери в возрасте от 25 до 38 лет (30 женщин, 60 глаз). У 28 детей (28 глаз) диагностирована односторонняя ВК, у двух детей (2 глаза) —двухсторонняя ВК, при этом парный глаз на момент осмотра не оперирован и в план обследования не входил. Экстракция катаракты проводилась детям в возрасте от 1 года до 5 лет. Целевая рефракция соответствовала возрасту обследованных больных. Дизайн исследования включал визиометрию, кераторефрактометрию, УЗИ обследование (А/В сканирование глазного яблока). Для определения преломляющей силы хрусталиков у матерей проводился индивидуальный расчёт оптической силы ИОЛ, которая была бы необходима в случае имплантации искусственного хрусталика матери по формуле SRK II:
Р=А – 2,5L – 0,9K,
где P — оптическая сила ИОЛ, дптр,
А — константа, определяемая производителем ИОЛ,
L — размер ПЗО глаза, мм,
K — преломляющая сила роговицы, дптр.
Показатели L и К измеряются у каждого пациента индивидуально.
У детей подсчёт силы искусственного хрусталика проводили также по формуле SRK II с учётом возрастной гипокоррекции (R) по таблице RН Trivedi [14]:
Р=(А – 2,5L – 0,9K) – R,
где R — показатель возрастной остаточной рефракции, дптр.
Например, у ребёнка в возрасте 4 лет показатель остаточной рефракции (R) будет равен 4,0 дптр.
Статистическая обработка данных клинического исследования выполнялась по стандартным статистическим алгоритмам с применением программного обеспечения Medstatistic, версия 7.0. Достоверной считалась разница величин при p <0,05 (уровень значимости 95%). Определяли коэффициент корреляции Спирмена, cвязь между исследуемыми признаками по шкале Чеддока и критическое значение критерия Спирмена.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Показатели остроты зрения у детей до операции были в диапазоне от pr.l.certae до 0,01. Острота зрения через 12–14 месяцев после операции составила 0,35±0,01. Кератометрические показатели находились в диапазоне от 41,6 до 46,7 дптр, величина ПЗО глазного яблока составляла от 18,78 до 23,5 мм. У детей определение рефракции до операции не представлялось возможным из-за наличия катаракты. В послеоперационном перио-де целевая рефракция у них была достигнута в 56,6% случаях (17 глаз). На 13 глазах (43,4%) была получена незапланированная рефракция, миопия (16,7% случаев), эмметропия, не соответствующая возрасту (23,3%), и гиперметропия, превышающая возрастную норму (3,4%). Преломляющая сила ИОЛ у детей варьировала от (+) 17,0 до (+) 28,0 дптр.
Oстрота зрения у матерей в диапазоне от 0,1 до 0,4 наблюдалась в 11,7% случаев. В 88,3% случаях отмечена острота зрения от 0,5 до 1,0. Кератометрические показатели находились в пределах от 41,93 до 46,81 дптр. Осевая длина глазного яблока варьировала от 21,7 до 29,5 мм, при этом средний показатель ПЗО глаза составил 22,7±0,3 мм. Преломляющая сила ИОЛ матерей варьировала от (+) 18,0 до (+) 27,1 дптр.
У обследованных матерей превалировала эмметропическая рефракция 36 глаз (60%). Близорукость выявлена на 22 глазах, из них близорукость слабой степени — на 17 глазах (77,3%), средней степени — на 3 глазах (13,7%), высокой степеней — на 2 глазах (9%). Гиперметропия была выявлена в 2 случаях (3,3%) (табл. 1). При этом анизометропия отмечена у 5 женщин с близорукостью.
Таблица 1. Показатели рефракции матерей (n — количество глаз)
Table 1. Maternal refractive indices (n — number of eyes)
Миопия / Myopia n=22 | Эмметропия / Emmetropia n=36 | Гиперметропия / Hypermetropia n=2 | |||
Абс | % | Абс | % | Абс | % |
22 | 36,7 | 36 | 60 | 2 | 3,3 |
Был проведён корреляционный анализ оптико-эхобиометрических показателей глаз детей с артифакией в группе с достигнутой целевой рефракцией, с миопической рефракцией и их матерей (табл. 2; табл. 3).
Таблица 2. Корреляция оптико-эхобиометрических параметров глазного яблока детей с целевой рефракцией и их матерей
Table 2. Correlation of optical and echobiometric parameters of the eyeball of children with target refraction and their mothers
Параметры глаза матери / Parameters of the mother’s eye n=16 | Параметры глаза ребенка / Parameters of the child’s eye n=16 | ||
ПЗО глазного яблока, мм. / PZO of the eyeball, mm | Преломляющая сила роговицы, дптр. / The refractive power of the cornea, dptr | Оптическая сила ИОЛ, дптр. / Optical power of IOL,dptr | |
ПЗО глазного яблока, мм. / APA of the eyeball, mm | +0,168 (p >0,05) | - | - |
Показатели преломления роговицы, дптр. / Corneal refractive indices, dptr | - | +0,127 (p >0,05) | - |
Оптическая сила хрусталика, дптр. / Optical power of the lens, dptr | - | - | +0,760 (p <0,05) |
Примечание. Сила связи между исследуемыми признаками по шкале Чеддока: r=до 0,3 — слабая взаимосвязь; r=0,3–0,7 — средняя взаимосвязь; r=0,7–1,0 — сильная взаимосвязь; (-) обратная взаимосвязь; (+) прямая взаимосвязь; r — коэффициент корреляции; n — количество глаз.
Note. Strength of the connection between the studied signs on the Cheddock scale: r=up to 0.3 — weak relationship; r=0.3–0.7 — medium relationship; r=0.7–1.0 — strong relationship; (−) inverse relationship; (+) direct relationship; r — correlation coefficient; n — number of eyes.
Таблица 3. Корреляция оптико-эхобиометрических параметров глазного яблока детей с псевдофакической миопией и их матерей
Table 3. Correlation of optical and echobiometric parameters of the eyeball of children with pseudofacial myopia and their mothers
Параметры глаза матери / Parameters of the mother’s eye n=14 | Параметры глаза ребёнка / Parameters of the child’s eye n=14 | ||
ПЗО глазного яблока, мм / APA of the eyeball, mm | Показатели преломления роговицы, дтпр. / Corneal refractive indices, dptr | Оптическая сила ИОЛ, дптр. / Optical power of IOL, dptr | |
ПЗО глазного яблока, мм. / APA of the eyeball, mm | +0,310 (p >0,05) | - | - |
Показатели преломления роговицы, дптр. / APA of the eyeball, mm | - | +0,280 (p >0,05) | - |
Оптическая сила хрусталика, дптр. / Optical power of the lens, dptr | - | - | -0,007 (p >0,05) |
Примечание. Сила связи между исследуемыми признаками по шкале Чеддока: r=до 0,3 — слабая взаимосвязь; r=0,3–0,7 — средняя взаимосвязь; r=0,7–1,0 — сильная взаимосвязь; (-) обратная взаимосвязь; (+) прямая взаимосвязь; r — коэффициент корреляции; n — количество глаз.
Note. Strength of the connection between the studied signs on the Cheddock scale: r=up to 0.3 — weak relationship; r=0.3–0.7 — medium relationship; r=0.7–1.0 — strong relationship; (−) inverse relationship; (+) direct relationship; r — correlation coefficient; n — number of eyes.
Критическое значение критерия Спирмена при данном числе степеней свободы составляет 0,503.
Показано, что имеется сильная прямая корреляция между оптико-эхобиометрическими параметрами глазного яблока, оптической силой ИОЛ детей в группе с достигнутой целевой рефракцией и теоретически планируемых к имплантации ИОЛ их матерей (табл. 2). Этот факт может указывать на возможность такой же, как у матери силы ИОЛ ребёнка во взрослом состоянии после завершения физиологического роста глаза. Считаем, что указанная связь не должна оставаться без внимания при подсчёте силы ИОЛ детям раннего возраста. Показатели оптической силы ИОЛ, рассчитанные для материнских глаз, могут быть ориентиром при подсчёте силы ИОЛ, имплантируемой детям, для достижения конечной целевой рефракции. Немаловажным является тот факт, что у матерей данной группы на 15 глазах (93,7%) отмечалась эмметропическая рефракция, а в одном случае (6,3%) — гиперметропическая рефракция.
Показана слабая прямая корреляция между показателями преломления роговой оболочки и средняя прямая корреляция между осевой длиной глаза детей с усилением рефракции и их матерей (табл. 3). При этом отмечено отсутствие корреляции между силами преломления ИОЛ хрусталиков детских глаз с псевдофакической миопией и материнских глаз. Отсутствие корреляции может указывать на недостаточную гипокоррекцию при подсчёте силы ИОЛ по формуле SRKII детям из группы риска развития псевдофакической миопии. У матерей данной группы миопическая рефракция отмечалась на 12 глазах (85,7%), эмметропическая — на 2 глазах (14,3%).
Прямые корреляционные связи различной силы между оптико-биометрическими параметрами детских и материнских глаз, по нашему мнению, не исключают наследственный фактор относительно размеров ПЗО глаза и преломления роговицы, по которым рассчитывается ИОЛ. Однако для подтверждения этого факта необходимы дальнейшие масштабные исследования аналогичных показателей обоих родителей, братьев и сестёр пациентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выявлены прямые сильные корреляционные связи между оптико-эхобиометрическими параметрами глазного яблока в группе с достигнутой для данного возраста целевой рефракцией детей и их матерей. Этот факт позволяет использовать показатели теоретически планируемых к имплантации матерей оптической силы ИОЛ в качестве ориентира при подсчёте силы ИОЛ растущего глаза ребёнка для достижения целевой рефракции. Отсутствие корреляции между оптической силой ИОЛ у детей с псевдофакической миопией и оптической силой материнских хрусталиков может указывать на неадаптированность формулы SRK II с возрастной гипокоррекцией для подсчёта силы ИОЛ маленьким пациентам при риске развития миопии после имплантации ИОЛ в раннем возрасте.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
ADDITIONAL INFO
Funding source. This study was not supported by any external sources of funding.
Competing interests. The authors declare that they have no competing interests.
Об авторах
Лола Салимовна Хамраева
Ташкентский педиатрический медицинский институт
Email: lolasalimovna@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0221-702X
SPIN-код: 5460-8686
кандидат медицинских наук
Узбекистан, ТашкентТатьяна Борисовна Круглова
НМИЦ глазных болезней им. Гельмгольца
Email: diladora@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4193-681X
SPIN-код: 5466-6754
доктор медицинских наук
Россия, МоскваДилдора Уктамовна Нарзуллаева
Ташкентский педиатрический медицинский институт
Автор, ответственный за переписку.
Email: diladora@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6485-5751
кандидат медицинских наук
Узбекистан, ТашкентСписок литературы
- Sheeladevi S., Lawrenson J.G., Fielder A.R., Suttle C.M. Global prevalence of childhood cataract: a systematic review // Eye (Lond). 2016. Vol. 30, N 9. P. 1160–1169. doi: 10.1038/eye.2016.156
- Dohvoma V.A. Epidemiological And Clinical Profiles Of Childhood Cataract Seen At The Yaounde Central Hospital // J Ophthalmic Clin Res. 2020. Vol. 7, N 1. P. 1–5. doi: 10.24966/ocr-8887/100066
- Бикбов М.М., Ишбердина Л.Ш. Интраокулярная коррекции афакии у детей раннего возраста с врожденной катарактой // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 12. С. 35–37.
- Lambert S.R., Lynn M., Drews-Botsch C., et al. A comparison of grating visual acuity, strabismus, and reoperation outcomes among children with aphakia and pseudophakia after unilateral cataract surgery during the first six months of life // J AAPOS. 2001. Vol. 5, N 2. P. 70–75. doi: 10.1067/mpa.2001.111015
- Wilson M.E., Jr., Bartholomew L.R., Trivedi R.H. Pediatric cataract surgery and intraocular lens implantation: practice styles and preferences of the 2001 ASCRS and AAPOS memberships // J Cataract Refract Surg. 2003. Vol. 29, N 9. P. 1811–1820. doi: 10.1016/s0886-3350(03)00220-7
- Chak M., Wade A., Rahi J.S., British Congenital Cataract Interest G. Long-term visual acuity and its predictors after surgery for congenital cataract: findings of the British congenital cataract study // Invest Ophthalmol Vis Sci. 2006. Vol. 47, N 10. P. 4262–4269. doi: 10.1167/iovs.05-1160
- Хамраева Л.С., Нарзуллаева Д.У. Факторы, влияющие на целевую рефракцию у детей при артифакии после экстракции врожденной катаракты // Вестник офтальмологии. 2020. № 3. С. 93–99. doi: 10.17116/oftalma202013603193
- Klein A.P., Suktitipat B., Duggal P., et al. Heritability analysis of spherical equivalent, axial length, corneal curvature, and anterior chamber depth in the Beaver Dam Eye Study // Arch Ophthalmol. 2009. Vol. 127, N 5. P. 649–655. doi: 10.1001/archophthalmol.2009.61
- Zhang J., Hur Y.M., Huang W., et al. Shared genetic determinants of axial length and height in children: the Guangzhou twin eye study // Arch Ophthalmol. 2011. Vol. 129, N 1. P. 63–68. doi: 10.1001/archophthalmol.2010.323
- Guggenheim J.A., Zhou X., Evans D.M., et al. Coordinated genetic scaling of the human eye: shared determination of axial eye length and corneal curvature // Invest Ophthalmol Vis Sci. 2013. Vol. 54, N 3. P. 1715–1721. doi: 10.1167/iovs.12-10560
- Gajjala D.V.B., Visalakshi D.S., Sudha D.N. Predictive Ability of SRK-T and SRK-II Formulae for Aspheric and Non-Aspheric Intraocular Lenses: A Comparative Analysis // IOSR Journal of Dental and Medical Sciences. 2017. Vol. 16, N 01. P. 05–08. doi: 10.9790/0853-1601070508
- Хамраева Л.С., Нарзуллаева Д.У., Катаргина Л.А., Круглова Т.Б. Показатели рефракции у детей с артифакией после экстракции врожденных катаракт, имеющих предрасположенность к аномальному рефрактогенезу // Российский офтальмологический журнал. 2020. Т. 13, № 3. С. 51–55. doi: 10.17116/oftalma202013603193
- Катаргина Л.А., Круглова Т.Б., Трифонова О.Б. и др. Рефракция при артифакии после хирургического лечения врожденных катаракт // Вестник офтальмологии. 2019. Т. 135, № 1. С. 36–41. doi: 10.17116/oftalma201913501136
- McCullough S.J., O’Donoghue L., Saunders K.J. Six Year Refractive Change among White Children and Young Adults: Evidence for Significant Increase in Myopia among White UK Children // PLoS One. 2016. Vol. 11, N 1. P. e0146332. doi: 10.1371/journal.pone.0146332
- Filipek E., Koraszewska-Matuszewska B., Samochowiec-Donocik E., et al. Zmienność długości osiowej pseudofakijnych gałek ocznych u dzieci // Klin Oczna. 2006;108(7-9):301–305.
- Chang P., Lin L., Li Z., et al. Accuracy of 8 intraocular lens power calculation formulas in pediatric cataract patients // Graefes Arch Clin Exp Ophthalmol. 2020. Vol. 258, N 5. P. 1123–1131. doi: 10.1007/s00417-020-04617-8
- Lambert S.R., Cotsonis G., DuBois L., et al. Long-term Effect of Intraocular Lens vs Contact Lens Correction on Visual Acuity After Cataract Surgery During Infancy: A Randomized Clinical Trial // JAMA Ophthalmol. 2020. Vol. 138, N 4. P. 365–372. doi: 10.1001/jamaophthalmol.2020.0006
- Trivedi R.H., Wilson M.E. Selecting Intraocular Lens Power in Children // Ophthalmic Pearls Pediatrics. 2006;35–36.
Дополнительные файлы
