The study of visual evoked potentials in children with retinopathy of prematurity

封面


如何引用文章

全文:

详细

Visual functions in children after retinopathy of prematurity depend not only on the degree of residual clinical changes in the fundus and structural features of the retina, but also on the state of the pathways and higher parts of the visual analyzer, which can be investigated by recording visual evoked potentials. This examination method involves recording the overall response of large populations of cortical neurons to the synchronous flow of impulses coming to them, arising in response to an afferent stimulus and reflecting mainly the electrical activity of the macular area. The registration of visual evoked potentials in the retinopathy of prematurity has an important diagnostic value for identifying the level and degree of damage to the pathways and higher parts of the visual analyzer. This literature review presents the data of foreign and domestic authors on the state of the pathways and higher parts of the visual analyzer in premature babies and children with retinopathy of prematurity using the registration of visual evoked potentials. It has been noted that the magnocellular system, which is activated in response to motor stimuli, is affected to a greater extent in preterm infants than the parvocellular system, which functions in response to pattern stimuli. A comprehensive ophthalmological examination with the registration of visual evoked potentials on the presentation of pattern-reversing stimuli and/or on a flash stimulus should be carried out in children with cicatricial stages of retinopathy of prematurity, in order to identify and confirm the concomitant pathology of the optic nerve. It has been established that the frequency of registration of pathologically altered visual evoked potentials as the severity of retinopathy of prematurity increases, indicating an increase in pathway dysfunction. The effect of laser coagulation of the retina and the volume of its implementation in retinopathy of prematurity on the functional state of the visual analyzer was studied.

全文:

Зрительные функции у детей после перенесённой ретинопатии недоношенных (РН) зависят не только от степени остаточных клинических изменений на глазном дне и структурных особенностей сетчатки, но и от состояния проводящих путей и высших отделов зрительного анализатора [1]. Регистрация зрительных вызванных потенциалов (ЗВП) является объективным неинвазивным методом исследования функционального состояния проводящих путей зрительного анализатора.

ЗВП представляют собой суммарный ответ больших популяций нейронов коры на приходящий к ним синхронный поток импульсов, возникающих под действием афферентного раздражителя. Зрительные вызванные потенциалы отражают преимущественно электрическую активность макулярной области, что связано с её большим представительством в шпорной борозде по сравнению с периферией сетчатки [2]. У недоношенных детей в ряде случаев (34,5%) в нарушении зрения большую роль играет сопутствующая патология проводящих путей и центральной нервной системы, приводящая к частичной или полной атрофии и гипоплазии зрительного нерва [3]. Такая патология обусловлена преждевременным рождением, нарушением развития зрительной системы и коры головного мозга, тяжестью состояния ребёнка при рождении. Очевидно, что регистрация ЗВП при ретинопатии недоношенных имеет важную диагностическую ценность для выявления уровня и степени поражения проводящих путей и высших отделов зрительного анализатора и, следовательно, для ведения таких пациентов и определения прогноза зрительных функций.

В зарубежной литературе имеются сведения по исследованию влияния ЗВП на различные стимулы у недоношенных детей. По результатам одних авторов при регистрации паттерн-ЗВП и ЗВП на движущийся стимул у пяти недоношенных детей в возрасте от 4 до 11 лет были выявлены патологические изменения во всех случаях [4]. Однако более грубые нарушения наблюдались при регистрации ЗВП на движущийся стимул по сравнению с паттерн-ЗВП. Авторы предположили, что магноцеллюлярная система, которая активируется в ответ на двигательные стимулы, у недоношенных детей поражается в большей степени, чем парвоцеллюлярная система, которая функционирует в ответ на паттерн-стимулы. При этом применение комбинированного исследования ЗВП у недоношенных детей может способствовать выявлению скрытых церебральных нарушений зрения [4].

Другие авторы при исследовании зрительных вызванных потенциалов на вспышечный стимул у двухлетних недоношенных детей с разной массой тела при рождении в сравнении с доношенными детьми выявили увеличение латентности волны Р2, особенно у недоношенных детей с экстремально низкой массой тела, что обратно коррелировало с когнитивными способностями и умственным развитием [5].

Исследование ЗВП на вспышечный стимул даёт ориентировочное представление о состоянии зрительного пути и целесообразно при низкой остроте зрения. Изолированное применение одного из методов диагностики и визуализации может привести к неправильной диагностике патологии зрительного анализатора у ребёнка. Так, более 10 лет назад учёными было установлено, что у детей с рубцовыми стадиями РН для выявления сопутствующей патологии зрительного нерва необходимо комплексное офтальмологическое обследование с регистрацией ЗВП на предъявление паттерн-реверсивных стимулов и/или на вспышечный стимул [6]. Только комплексное офтальмологическое обследование, включающее регистрацию ЗВП, оптическую когерентную томографию (ОКТ) и электроретинограмму (ЭРГ), у пациентов с остаточными изменениями на глазном дне после перенесённой РН позволит в полной мере оценить состояние зрительных функций и выявить причину нарушений зрения при РН.

При регистрации ЗВП на вспышечный и паттерн-стимулы у недоношенных детей со спонтанным регрессом РН II-IVа стадий выявлена корреляция латентного периода Р1 ЗВП с постнатальными инсультами при тяжёлых стадиях РН, c макулярной эктопией и тракцией сосудов, а также с остротой зрения. По мнению авторов, задержка развития макулы и/ или длительная тракция недоразвитой макулярной области может приводить к изменениям ЗВП [7].

В отечественной литературе имеются работы по исследованию ЗВП у детей с РН, но они единичны и неоднозначны. Установлено, что при возрастании тяжести РН увеличивается частота регистрации патологически изменённых ЗВП от 38,6% при минимальных остаточных изменениях до 100% при 4-й степени РН [1]. Так, при анализе средних амплитудно-временных показателей ЗВП на вспышечный и паттерн-реверсивный стимулы у детей с различной степенью РН в возрасте от 7 до 16 лет выявлена высокая обратная корреляционная зависимость амплитуды компонента Р100 ЗВП от степени РН, что свидетельствует о нарастании дисфункции проводящих путей [1].

По данным ряда авторов, результаты регистрации ЗВП у детей в возрасте 9–13 лет в рубцовую фазу РН с самопроизвольным регрессом колебались от нормы до умеренных функциональных изменений, которые коррелировали часто с исходно более тяжёлым офтальмологическим и соматическим статусом пациентов [8].

Проведённые комплексные исследования показали, что отсутствие патологических изменений ЗВП и данные клинико-морфофункционального обследования свидетельствуют об отсутствии патологии зрительного анализатора и определяют благоприятный функциональный прогноз. Напротив, более выраженные повреждения сетчатки, особенно центральной зоны, и сопутствующая патология проводящих путей свидетельствуют о неблагоприятном функциональном прогнозе. По мнению авторов, проведение исследования ЗВП необходимо уже на первом году жизни для оценки и прогнозирования зрительных функций у детей с РН [1, 3].

Известно, что коагуляция сетчатки является признанным способом лечения активной прогрессирующей РН и профилактики развития тяжёлых форм заболевания с необратимой потерей зрения [9–16]. В научной литературе имеются работы по изучению влияния лазеркогуляции (ЛК) при РН на состояние зрительных функций. В одних случаях при регистрации ЗВП у детей с РН существенных нарушений не выявлено, в других — регистрируются изменения. Так, при сравнении биоэлектрической активности зрительного анализатора с помощью регистрации ЗВП у доношенных детей и детей с ретинопатией недоношенных в возрасте 5–8 лет выявили, что у детей с РН после лазерной коагуляции сетчатки показатели ЗВП (Р1, Р100 на вспышку и паттерн) находятся в пределах возрастной нормы [17]. Кроме того, нет существенных различий между показателями ЗВП у пациентов со спонтанным регрессом РН и регрессом после ЛК при тяжёлых формах РН, таких как предпороговая стадия РН 1-го типа, пороговая стадия РН, задняя агрессивная РН. Такие результаты, по мнению авторов, указывают на своевременность проведённой ЛК и её эффективность [17].

Другие авторы, напротив, при анализе латентности и амплитуды основного пика (Р100) при регистрации ЗВП на паттерн выявили патологические изменения в 89% случаев у детей в возрасте 8–9 лет со 2-й степенью рубцовой РН после ЛК сетчатки в пороговую стадию. При этом у 30,5% детей наблюдалось увеличение латентности и снижение амплитуды основного пика при предъявлении паттерна размером 30 угловых минут и приближение этих параметров к норме при стимуляции паттерном 60 угловых минут, что характерно для амблиопии. У 44,5% обследованных с РН выявлено увеличение латентности и снижения амплитуды основного пика при предъявлении паттернов размером 30 и 60 угловых минут, что указывает на патологию нейронов зрительного анализатора. У детей с нормальными ЗВП на обоих глазах (11% от общего числа обследованных детей с РН) также была выраженная межокулярная асимметрия показателей амплитуды и латентности основного пика, как и у всех остальных детей основной группы с РН [18–20]. Анализ полученных данных указывает на функциональные нарушения зрительного анализатора в большинстве случаев в отдалённый период у детей с РН, перенёсших ЛК по поводу пороговых стадий.

Изменения ЗВП на вспышечный стимул регистрировались у 72,9% детей в возрасте одного года с рубцовой фазой РН. После локальной лазерной коагуляции сетчатки нарушения функции зрительного нерва выявлены в 3,6 раза реже (<0,05), чем после панретинальной лазеркоагуляции, а именно: 13,1% и 47,3%, соответственно. В этом случае отмечалось также замедление скорости проведения информации (0% против 26,3%) [21]. Полученные результаты указывают не только на влияние проведённой ЛК сетчатки на функции зрительно-проводящей системы у детей с РН, но и объёма её выполнения.

Исследования ЗВП проводились и при изучении влияния ранней адекватной контактной коррекции на формирование зрительного анализатора у недоношенных детей. Наблюдение 63 пациентов в течение 10 лет после ленсвитрэктомии при 4–5 стадиях активной фазы ретинопатии недоношенных, по данным ЗВП, на фоне ношения контактных линз в 82% выявило увеличение амплитуды и уменьшение латентности. Это наблюдение указывает на благоприятное влияние ранней контактной коррекции для правильного и полноценного развития зрительного анализатора [22].

Таким образом, анализ научной информации об исследовании функционального состояния зрительного анализатора с помощью ЗВП у детей с РН указывает на неоднозначность и противоречивость имеющихся данных, что обуславливает актуальность и перспективность проведения дальнейших исследований в этом направлении.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

ADDITIONAL INFO

Funding source. This study was not supported by any external sources of funding.

Competing interests. The authors declare that they have no competing interests.

×

作者简介

Yuliya Khlopkova

Altai State Medical University

编辑信件的主要联系方式.
Email: yulyahlopkova95@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7615-2057

MD, Researcher

俄罗斯联邦, Barnaul

Ludmila Kogoleva

Helmholtz National Medical Research Center of Eye Diseases

Email: kogoleva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2768-0443

MD, Dr. Sci. (Med.)

俄罗斯联邦, Moscow

参考

  1. Kogoleva LV, Katargina LA, Krivosheev AA, Mazanova EV. The state of the visual analyzer in the children with retinopathy of prematurity. Russian pediatric ophthalmology. 2012;(2):20–25. (In Russ).
  2. Shamshinova AM, Volkov VV. Funktsional’nye metody issledovaniya v oftal’mologii. Moscow: Meditsina; 1998. (In Russ).
  3. Kogoleva LV, Katargina LA. The factors responsible for impairment of vision and the algorithm for the regular medical check-up of the patients following retinopathy of prematurity. Russian Pediatric Ophthalmology. 2016;11(2):70–76. (In Russ). doi: 10.18821/1993-1859-2016-11-2-70-76
  4. Kuba M, Lilakova D, Hejcmanova D, et al. Ophthalmological examination and VEPs in preterm children with perinatal CNS involvement. Doc Ophthalmol. 2008;117(2):137–145. doi: 10.1007/s10633-008-9115-z
  5. Feng JJ, Wang TX, Yang CH, et al. Flash visual evoked potentials at 2-year-old infants with different birth weights. World J Pediatr. 2010;6(2):163–168. doi: 10.1007/s12519-010-0032-3
  6. Khatsenko IE, Markova EY, Astasheva IB, et al. On correctness of optic coherent tomography use for diagnostics of optic nerve pathology in children with retinopathy of prematurity scarry stages. Russian pediatric ophthalmology. 2009;(2):10–13. (In Russ).
  7. Mintz-Hittner HA, Prager TC, Schweitzer FC, Kretzer FL. The Pattern Visual-evoked Potential in Former Preterm Infants with Retinopathy of Prematurity. Ophthalmology. 1994;101(1):27–34. doi: 10.1016/s0161-6420(13)31238-x
  8. Zнukova OM, Tereshchenko AV, Trifanenkova IG, Tereshchenkova MS. Outcomes of spontaneous regression of retinopathy of prematurity. Modern technologies in ophtalmology. 2021(2):167–169. (In Russ). doi: 10.25276/2312-4911-2021-2-167-169
  9. Astasheva IB, Sidorenko EI, Aksenova II. Lazerkoagulyatsiya v lechenii razlichnykh form retinopatii nedonoshennykh. The Russian Annals Of Ophthalmology. 2005;(2):31–34. (In Russ)
  10. Katargina LA, Kogoleva LV. Rekomendatsii po organizatsii rannego vyyavleniya i profilakticheskogo lecheniya aktivnoi retinopatii nedonoshennykh. Russian Ophthalmological Journal. 2008;(3):43–48. (In Russ).
  11. Katargina LA, Kogoleva LV, Denisova EV. Sovremennye tendentsii lecheniya aktivnoi RN. ARSMedica. 2009;(9):158–161. (In Russ).
  12. Tereshhenko AV, Trifanenkova IG, Sidorova JuA, Panamareva SV. Pattern laser coagulation of the retina in the treatment of aggressive posterior retinopathy of prematurity. The Russian Annals Of Ophthalmology. 2010;(6):38–43. (In Russ).
  13. Katargina LA. Retinopatiya nedonoshennykh, sovremennoe sostoyanie problemy i zadachi organizatsii oftal’mologicheskoi pomoshchi nedonoshennym detyam v RF. Russian pediatric ophthalmology. 2012;(1):5–7. (In Russ).
  14. Lebedev VI, Shamanskaya NN, Miller YV. Organizatsiya lazernoi oftal’’mologicheskoi pomoshchi nedonoshennym detyam s retinopatiei nedonoshennykh v neonatal’’nom otdelenii. Russian pediatric ophthalmology.2014;(4):31. (In Russ).
  15. Saydasheva EI. Lazernoe lechenie retinopatii nedonoshennykh. Russian pediatric ophthalmology. 2014;9(4):47. (In Russ).
  16. Shevernaya OA, Pasternak AY, Nabokov AY. Rezul’taty razlichnykh metodik koagulyatsii setchatki pri tyazhelykh formakh retinopatii nedonoshennykh. Russian pediatric ophthalmology. 2014;9(4):61. (In Russ)
  17. Katsan SV, Terletska OI, Adakhovska AO. Visual evoked potentials in 5 to 8-year-old children with retinopathy of prematurity. Oftalmologicheskii Zhurnal. 2020;86(3):9–15. (In Russ). doi: 10.31288/oftalmolzh20203915
  18. Danilov OV, Pshenichnov MV. Changes in visual evoked cortical potentials in children with retinopathy of prematurity in long-term observation period. Modern technologies in ophtalmology. 2020(1):137–140. (In Russ). doi: 10.25276/2312-4911-2020-1-137-140
  19. Pshenichnov MV, Kolenko OV. Morphometric features of eyes in children with the second stage of cicatricial retinopathy of prematurity. Modern technologies in ophtalmology. 2020(4):220–221. (In Russ). doi: 10.25276/2312-4911-2020-4-220-221
  20. Pshenichnov MV, Kolenko OV. Аnatomical and functional features of eyes in children with the second stage of cicatricial retinopathy of prematurity after laser coagulation. Point of View East – West. 2021(1):39–42. doi: 10.25276/2410-1257-2021-1-39-42
  21. Fayzullina AS, Zaynutdinova GKh, Ryskulova EK. Study of visual conductive system function in cicatricial stage of retinopathy of premature. Point of view. East - west. 2016;(3):144–146. (In Russ).
  22. Lobanova IV, Astasheva IB, Khatsenko IE, Kuznetsova YD. Potentials of contact correction of vision in premature infants with abnormal refraction. Russian Pediatric Ophthalmology. 2011;6(1):8–11. (In Russ). doi: 10.17816/rpoj37412

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Eco-Vector, 2022



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 86503 от 11.12.2023 г
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 - 80630 от 15.03.2021 г
.